Лекция 9. Мультипликация (часть 1-ая)


Лекция 9.

Мультипликация (часть 1-ая)



– В обновленном, сиявшем первозданной чистотой кабинете, в центре которого теперь красовался огромный современный экран, студенты бурно обсуждали прошедшие каникулы. Когда раздался звонок, разговоры постепенно стихли и все потихоньку расселись за парты.
– Добрый день! – сказал профессор Айш Ретфорд и похлопал в ладоши, призывая к полной тишине. – Рад вас видеть вновь на своих лекциях, в своем кабинете. Вот вы уже и перешли на следующий курс, – профессор улыбнулся, окинув взглядом класс, – и, надеюсь, вы помните, что в прошлом семестре мы закончили изучение киномагии на переменке, над которой вам пришлось изрядно потрудиться. Эта переменка была своеобразным лирическим очерком перед началом интереснейшей темы под названием «Мультипликация».
– Итак, начнем, – сказал профессор и вдохновенно задал первый, как ему казалось, довольно каверзный вопрос,- как вы считаете, различные виды движущихся изображений возникли до или после изобретения кино братьями Льюмер?
К его удивлению, большинство учеников, встрепенувшись, вскинули руки. Профессор жестом попросил ответить студентку, сидевшую возле окна.
– Я считаю что они возникли задолго до изобретения кино, так как вы рассказывали нам ранее о движущихся фотографиях…Забыла название прибора правда, – сказала девушка, явно смутившись.
– Вы совершенно правы! – кивнул профессор Ретфорд,- и, действительно, этот прибор позволял смотреть не только движущиеся фотографии, но и различные движущиеся картинки.
– Так как же все-таки называется этот чудо-прибор? – спросил гриффиндорец, сидевший прямо напротив профессора.
– Этот вопрос станет номером один в вашем первом домашнем задании по новой лекции!, – сделав паузу, сказал Айш Ретфорд и продолжил:

– Однако различные виды движущихся изображений возникли задолго до создания этого прибора. Еще в 70-е годы до н.э. древний римский поэт и философ Лукреций в своем трактате "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков. Несколько позже в Х-XI вв. появляются первые упоминания о театре теней – зрелище визуально бликом к будущему анимационному фильму. В XV веке появляются книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Их сворачивали в рулон, а затем мгновенно разворачивали, от чего создавалась иллюзия оживших рисунков.
Однако одним из первых мультфильмов, снятых именно на кинопленку считается фильм «Комические фазы смешных лиц». Создал его в 1906 г. Иллюстратор газеты «Нью-Йорк Пост» Джеймс Стюарт Блэктон.
Однако французские историки кино считают первым настоящим художником в истории мультипликации своего земляка Эмиля Коля («Фантасмагория» 1908).

Одним из первых выдающихся аниматоров стал американец Уиндзор Маккей, прославившийся фильмом «Динозавр Герти» (1914). Работа над этим фильмом заняла у Уиндзора очень много времени: представьте только - каждый из более четырех тысяч рисунков делался им вручную!
Профессор сделал паузу и, хлопнул в ладоши. Свет в кабинете погас, а на стене вспыхнул светлый прямоугольник экрана, на котором студенты увидели различные слайды, медленно сменяющие друг друга.

Однако в годы Первой мировой войны в мультипликации происходит раскол, и как следствие этого раскола, появляются два направления – авторская и коммерческая мультипликация.
По коммерческой тропе решили пойти братья Фляйшеры. Всемирно известные персонажи Моряк Папай, красотка Бетти Буп и клоун Коко – заслуга Дэйва и Макса Фляйшеров.
Говоря о мире мультипликации я не могу не упомянуть и самого знаменитого мультипликатора – Уолтера Элайса Диснея. Как некоторые из вас уже помнят мы частично познакомились с персонажами Диснея в прошлом триместре на переменке. Кого-то они застали врасплох, а кого-то повеселили. Однако на переменке присутствовали лишь немногие персонажи, созданные как самим Диснеем так и его студией. Уолт Дисней подобно братьям Фляйшерам пытается пойти по коммерческому пути и в 1927 году выпускает серию фильмов с кроликом Освальдом, который приносит ему огромную популярность. К сожалению неправильно составленный контракт лишил Диснея авторских прав на этого персонажа. Однако Дисней не отчаивается и уже в 1928 году выпускает на экран всем известного мышонка по имени Микки (Микки Мауса). Однако знали ли вы, что мышонка изначально звали совсем по-другому?
– Как? – послышалось ото всюду.

– Это вы и должны написать в своем домашнем задании, ну а я продолжу:

В 1929 году Дисней начал разработку цикла мультфильмов «Забавные симфонии» и уже вскоре на свет появляются знаменитые теперь на весь мир утёнок Дональд Дак, Гуффи, и собачка Плуто.
Вскоре также появляются и первые полнометражные анимационные фильмы такие как «Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио», «Дамбо», «Бэмби», «Золушка» и др.
Особая магия этих мультфильмов состоит в том, что все они рисовались вручную: более пятисот художников из-за дня в день, из года в год создавали более миллиона рисованных кадров. Согласитесь, это – титанический труд!
Однако не будем останавливаться только на творчестве Диснея. В 1939 году два приятеля Уильям Ханна и Джозеф Барбера придумали незамысловатый сюжет про кота и мышку. К тому времени подобных историй было десятки, и приятели не рассчитывали на успех, однако они ошибались: за 65 лет существования Тома и Джерри было отснято свыше 200 мультфильмов, а в 1943 году они даже получили «Оскар» в категории анимационного кино.
Хочется также отметить «Looney Tunes» («Безумные мелодии»). Знаменитые персонажи Багз Банни, Даффи Дак, Элмер Фадд, Руд Райнер, Канарейка Твити и Кот Сильвестер были созданы продюсером Леоном Шлезингером, который казалось бы, поставил перед собой цель создать пародию на мультфильмы Диснея.
Сами подумайте: «Забавные симфонии» и «Безумные мелодии», схожесть есть. Однако в отличии от персонажей Диснея, работы Шлезингера отличались некой жестокостью.
Профессор перевел взгляд на часы и продолжил:

– Ну что ж… На этом пожалуй мы с вами сегодня и закончим. Весь материал я не успел вам дать, поэтому жду на следующей лекции – у нас будет увлекательное путешествие в мир отечественной мультипликации. И не забудьте записать домашнее задание!


1-2. Вопрос в лекции. (по 1 баллу)
3. Выберите наиболее интересное для вас направление современной мультипликации и расскажите о нем (4 балла)
4. Какие из вышеперечисленных мультфильмов вы смотрели? Какие вам запомнились? Чем понравились?(4 балла)


Прошу обратить внимание на то, что доклады без согласования с преподавателем (т.е. мной) не принимаются! Все вопросы и предложения обсуждаются в Консультационном Центре (КЦ)! Всем спасибо за внимание!
Hosted by uCoz