Студенты толпились возле кабинета, а тем временем за дверью то и дело кто-то пел и танцевал. Наконец-то звуки притихли, и дверь в кабинет распахнулась.
- Добрый день дорогие студенты! Прошу прощения за то, что вам пришлось простоять всю перемену в коридоре…У меня просто здесь магопроектор сломался, - сказав это, профессор Айш Ретфорд указал рукой на белоснежный экран, на котором то и дело периодически появлялись сценки из каких-то фильмов, где люди в странных нарядах пели и танцевали.
Сегодня, как многие из вас уже успели догадаться, мы поговорим о мюзикле, а если точнее, о киномюзикле.
Ну, а я напомню тем, кто забыл, что первым в истории звуковым фильмом стал «Джазовый певец» (1927). Однако, я не говорил о том, что этот фильм еще является и первым киномюзиклом: в этой кинокартине прозвучало семь песен, из которых некоторые стали известными на весь мир.
Как вы уже догадались, киномюзикл возник не просто так, а был экранизацией обычного мюзикла, который в 30-х годах был очень популярен в США. Следующей ступенькой мюзикла на пути киномюзикла стала массовость процесса. Тут стоит упомянуть человека по имени Басби Беркли, который совместил в своей профессии невозможное: он был режиссёром и хореографом. Он работал над многими мюзиклами в 30-х и 40-х годах, но прославили его картины, которые состояли из множества танцевальных номеров, которые внезапно сменяли друг друга, как стёклышки в калейдоскопе. Вот, мы видим уже и некоторые спецэффекты в киномюзикле.
Нужно отметить, что в начальный период звукового кино, режиссеры не наделяли музыкальные вставки какой-либо смысловой нагрузкой, которая была бы связана напрямую с сюжетом. Так, в частности, было и с первым звуковым фильмом. Но, несмотря на все «шероховатости», этот фильм стал одним из первых шедевров музыкального кино. А шероховатостей на съемочной площадке хватало. Дело в том, что в те годы звук записывался сразу, на площадке, а микрофоны были не достаточно маневренными, так что актёрам приходилось плясать прямо вокруг техники. То же самое можно сказать и об операторской работе: камеры были неповоротливые, так что танцы снимать было достаточно сложно. Однако, это не останавливало деятелей искусства, и во что бы то ни стало, они продолжали развивать новый жанр.
Кстати, вот вам для запоминания ещё одно имя: Эл Джолсон. Этот человек – настоящий герой своего времени, особенно в жанре киномагии. Ведь это его заслуга в том, что сейчас у нас вообще есть такой жанр, как киномюзикл, а так же он немало всего сделал для развития популярной музыки. Кстати, ещё он перевёл мюзикл на новый уровень: из просто нарезки песен киномюзикл теперь всё больше становится похож на фильм, со своим смыслом и сюжетом.
Я не буду останавливаться на никому неизвестных мюзиклах, судя по вашим кислым лицам, вам уже становится скучно…Поэтому перейдем ближе к делу! – Айш махнул рукой, и на белоснежном полотне появились всем знакомые лица.
– С этими персонажами некоторые из вас уже успели познакомиться на переменке. Некоторые возможно бы и не подумали, что «Волшебник страны Оз» (1939), сказка Фрэнка Баума, является мюзиклом. Джуди Гарланд, которая исполнила роль маленькой Дороти, заброшенной в волшебную страну мощным ураганом , становится восходящей звездой Голливуда, а песня «Somewhere, over the rainbow» («Где-то над радугой») в её исполнении становится шлягером.
Впрочем, некоторые из вас наверняка уже слышали эту песню в перепевках других исполнителей, даже не подозревая о её происхожде… - не успел профессор договорить, как тут же на заднем фоне показалась девочка (та самая Дороти) и начала петь свою грустную, но в тоже время светлую песню.
– Да, сказал профессор Айш и вздохнул. – Кинопроектор сегодня живет своей жизнью, надо его срочно отнести в магоремонт. Фильм «Волшебник из страны Оз» был очень популярен в годы войны. Но война закончилась, а годы неуклонно шли – начинались золотые времена для мюзиклов: на рубеже 40-х-50-х становятся популярными такие звезды как Фрэнк Синатра, Энн Миллер, Джин Келли. Но и на них мы с вами останавливаться не будем. А поговорим мы с вами, пожалуй, о фильме «Поющие под дождем» (1952). Точкой отправления этой ленты стала дюжина старых песен, написанных в 1920-30-е гг. для различных бродвейских шоу. Сценаристы умело смогли объединить все эти песни в единое целое – они рассказали в фильме о шумных годах, когда Голливуд находился на пороге новой эры – изобретения звукового кино. Интересно то, что музыкальные композиции были отобраны еще задолго до того, как был написан собственно сам сценарий. Возможно, именно поэтому музыкальное сопровождение и сюжет так идеально гармонируют между собой.
Знаменитым мюзиклом стал и фильм «Моя прекрасная леди» (1964), снятый по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Тем, кто посещал лекцию об Одри Хепберн наверняка уже известно, что она сыграла роль Элизы Дулитл, причем сыграла великолепно! Всего лишь за неделю проката затраты на съемку в размере 17 млн. $ были окуплены. Должен открыть вам несколько маленьких секретов относительно этого фильма:
1) Песни, прозвучавшие в мюзикле, были исполнены не Одри Хепбёрн. Несмотря на то, что она брала уроки вокала, в конечном счете, её продублировала Марни Никсон. Хотя в некоторых записях есть вставки именно с её голосом (но они к сожалению слишком короткие).
2) Изначально предполагалось, что роль Элизы Дулитл достанется Джули Эндрюс (о ней мы сегодня поговорим, но чуть позже). Так как она играла этот мюзикл на Бродвее, то никто не мог и подумать, что эта роль достанется кому-либо еще.
Впрочем, кассовый рекорд принадлежал мюзиклу «Звуки музыки», вышедшему всего лишь на год позже. Основой для этого фильма стала книга Марии фон Трапп «Семья певцов фон Трапп». Фильм несет заряд позитива и жизнерадостности, и напоминает о том, как в мире много прекрасного, а также о том, что все преграды преодолимы. Он показывает, что в любое время есть место человечности и доброте. Этот фильм наполнен добротой и солнечностью, даже если и кажется немного простоватым и наивным.
В 60х годах киномюзикл шагнул ещё дальше, особенно в плане своей насыщенности сюжета. В это время многие киномюзиклы основываются на произведениях классических авторов, например, Шекспира, Вольтера и Диккенса, а в США сценарии киномюзиклов удостаивались именно литературно-театральных премий.
Не стоит забывать, что в конце 60-х, киномюзикл наконец-то покидает пределы Америки. В эти годы во Франции, Германии и Англии снимается целая серия картин. Да и Советский Союз не стоит обходить вниманием. Например, всем известный фильм «Карнавальная ночь», в котором все мы любим любоваться ещё молодой Людмилой Гурченко и слушать её песню про пять минут. Фильм этот был снят в 1956 году, и стал настоящим лидером проката, а так же одним из первых успешных киномюзиклов на русском языке.
1. Киномюзикл и мюзикл – похожие жанры. Расскажите, какой у них был общий древний предок?
2. Как вы думаете, с какими сложностями может столкнуться артист обычного мюзикла, играя в киномюзикле?
3. Какой бы из уже известных вам фильмов вы бы переделали в киномюзикл и почему?
4. Как вы думаете, почему сейчас жанр киномюзикла уже не столь популярен?