– Всем доброго дня! – профессор Айш Ретфорд вошел в класс, и, окинув взглядом полную аудиторию, расплылся в улыбке.
– Сегодня у нас очень интересная тема лекции: мы поговорим о появлении звука в кино.
– Простите, профессор! А кто этот "Великий немой"? - спросила юная студентка Арциса.
– Меня радует, что еще хоть кто-то читает название лекции, на которую собственно пришел, - сказал профессор, и в классе послышалось тихое хихиканье учеников.
– Ну что же, как вы, наверное, уже знаете, долгое время после своего возникновения, у кинематографа был один большой недостаток, а именно - отсутствие звука. Именно поэтому кинематограф образно прозвали «Великим немым». Понадобились ещё годы упорного труда, чтобы «Великий немой» заговорил. Но, спросите вы меня: как же удавалось обходиться совсем без звука? Все просто друзья мои: изначально, когда на экранах кинотеатров показывали самые первые кинокартины, их зачастую сопровождал живой аккомпанемент - чаще всего это был пианист (в редких случаях небольшой оркестр). Интересное изобретение, верно? Со временем вместо живого аккомпанемента стали использовать грампластинки.
Профессор окинул взглядом класс и продолжил:
Те из вас, кто был на предыдущих лекциях, уже знакомы с фильмом "Убийство герцога Гиза". Так вот: первой смелой попыткой объединения музыки и кино в единое целое был именно этот фильм. Специально для фильма была написана партитура - произведение для смычкового оркестра, фисгармонии и фортепиано. Наверное, именно с этого момента композиторы с новым интересом начали присматриваться к кинематографу. Однако, это все так, лирическое отступление, как говорится...А сейчас о главном:
Днем, когда "Великий немой" заговорил, принято считать 6 октября 1927 года. Именно в этот день состоялась премьера первого в истории звукового фильма "Джазовый певец" ("Певец джаза"). Фильм снимался с использованием системы "Витафон": киноленту сопровождала не игра тапёра, а музыка, записанная на граммофонных пластинках и синхронизированная с изображением.
– Простите профессор, какой еще такой тапёр?! - спросил ученик, сидящий за первой партой.
– А мне вообще другое послышалось, - сказал его сосед по парте, и, ткнув локтем сокурсника, покраснел, ели сдерживая смех.
– Шутки в сторону, господа! Само слово «тапёр» происходит от французского «taper» и в буквальном смысле означает «хлопать, стучать». Такое название связано с манерой исполнения музыки тапёрами – очень часто им приходилось действительно стучать по клавишам пианино, потому что музыкальный инструмент был не из лучших. Так вот, тапёрами называли музыкантов, которые обеспечивали «музыкальное сопровождение» танцам на всевозможных вечерах, причем в большинстве своем игра эта была на пианино. А впоследствии тапёры стали сопровождать и немые фильмы. Ну, а мы продолжим:
Фильм имел колоссальный успех и принес кинокомпании прибыль в 3 500 000$.
Однако хотелось бы отметить, что даже после успеха "Джазового певца" прошел еще не один год, прежде чем звуковое кино окончательно обосновалось в киноиндустрии. Дорогое звукозаписывающее оборудование и установка воспроизводящей аппаратуры в кинотеатрах влетала владельцам в десятки тысяч долларов.
Да и у киностудий были свои причины не доверять звуковому кино: они хотели быть уверенными, что их затраты на новый "технический фокус" окупятся. Немые же фильмы в свою очередь были популярны во всем мире благодаря тому, что действие на экране изображалось именно средством пантомимы. Другое дело звук - если в немом кино можно было перевести пару-тройку титров, чтобы показывать за границей, то со звуком дела обстояли намного сложнее. Киностудии высказывали свои опасения по поводу того, что иностранные зрители просто отвернутся от своих любимцев, если те заговорят на непонятном для них языке.
В актерской среде также пронеслась волна негодования. Как вы понимаете, звукозаписывающая аппаратура и близко не стояла рядом с той, что существует сейчас...Она была далека от совершенства; зачастую голоса актеров изменялись так, что их было просто не узнать; многим актерам пришлось уйти навсегда из кинематографа. Запись речи к первым звуковым фильмам делались при помощи скрытых микрофонов. Произнося реплики, актеры были вынуждены поворачиваться в ту сторону, где находился микрофон, что значительно сковывало их в движении перед камерой.
Решительным противником "говорящего кино" как некоторые из вас уже знают (ну а те, кто не посещал лекцию, надеюсь, её обязательно посетят ) стал Чарльз Чаплин, который был уверен, что если его герой заговорит, то потеряет весь свой шарм. Именно поэтому в своих первых звуковых фильмах он избегал диалогов, полагаясь в первую очередь на мимику и музыкальное сопровождение, которое, прошу заметить, писал сам!
Как мы уже выяснили, понадобился более естественный стиль игры, и многие звезды мирового кино, которые были прекрасными мимическими актерами, уже не соответствовали новым требованиям, - Айш взглянул на часы и продолжил: – Сегодня я отпущу Вас пораньше, только тссссссссс...Никому, ладно? - профессор улыбнулся, подмигнул и взмахом волшебной палочки заставил мел написать домашнее задание:
1. Какие еще из первых звуковых фильмов вы можете назвать? (1 балл)
2. Как Вы относитесь к переводам фильма с одного на другой язык? Любительским, профессиональным, переводом в виде субтитров? Какой вид перевода лучше и почему? (4 балла)
3. Включите любой известный фильм без звука. Так ли понятно, что происходит на экране? Поробуйте придумайте сами озвучку к отрывку любого из фильмов (трех минут вполне достаточно). (5 баллов)
P/s. Отрывок можно озвучить в такой программе как Movie Maker.
Тема для доклада:
Если вы хотите заработать дополнительные баллы, посмотрите фильм "Артист" (2011) и напишите рецензию к этому фильму! Рецензию прошу начать с эпиграфа, который, на ваш взгляд, яснее всего передаст главную мысль кинокартины. В конце вашей рецензии прошу вас дать фильму оценку по 10-бальной шкале. Удачи!