- О, прошу прощения, господа!
Урок уже давно начался, но профессор Ретфорд только сейчас влетел в класс, на ходу поправляя мантию и пытаясь пригладить взлохмаченные волосы.
- Итак, тема нашей сегодняшней лекции – Джо Китон!
- Но профессор… - тихонько сказала маленькая девочка, явно смущаясь - ведь его звали Бастер?
- Ммм.. не совсем так, милая. Бастер – это прозвище, которым наградил маленького Джозефа волшебник по имени Гарри Гудини. На самом же деле звали его Джозеф Фрэнк Китон VI! О том, при каких обстоятельствах Джо получил своё прозвище, вы расскажете мне в домашнем задании. А пока давайте поговорим о дальнейшей биографии будущего великого комика…- профессор взмахнул руками, собираясь хлопнуть в ладоши, но тут же с тяжелым вздохом опустил их.
- Я потратил всё утро, что бы уговорить мистера Китона посетить нашу лекцию, но не преуспел. С некоторых пор он избегает общества людей. Едва ли его можно винить в этом, зная историю его жизни.
С самого раннего детства с ним происходили невероятные вещи, которые при менее удачных обстоятельствах могли бы привести к печальным последствиям, но Бастеру неизменно везло. Однажды уборщицы нечаянно заперли малыша в сундуке с театральным реквизитом, где он едва не задохнулся, а в другой раз он стал жертвой смерча, который подхватил его, но на соседней стороне улицы бережно опустил на землю.
Маленький Джо родился в актерской семье, и, разумеется, это определило его судьбу. Уже в трехлетнем возрасте Бастер вышел на сцену в семейном шоу Китонов (где, между прочим, выступал и его крёстный Гарри Гудини) и в 20 лет уже был звездой американского водевиля. Он прекрасно пел, танцевал, играл на фортепиано, превосходно импровизировал, сочинял шутливые скетчи и, под руководством крестного, освоил некоторые фокусы. Пикантность состояла в том, что всё это Китон проделывал с «каменным лицом» и без тени улыбки. Говорят, это отец раз и навсегда отучил его улыбаться, заметив, что бесстрастное выражение лица, с которым сын выполняет трюки, вызывает у зрителя смех.
Наконец пришла слава, первые значимые гонорары, но к этому времени Китон старший, страдавший алкоголизмом, стал настолько агрессивным и раздражительным, что Бастер не выдержал и покинул шоу родителей, отправившись искать работу на Бродвей,- профессор прошелся по аудитории, о чем-то задумавшись.
- Но ему не повезло? – тихонько спросил один из студентов.
- Как это не повезло?! Он же везунчик!- пихнув соседа локтем, шепнула девочка в странной сероватой мантии и поправила очки.
- Да… верно,- профессор Ретфорд улыбнулся студентке,- Бастер был принят в один из лучших театров, но проработал там всего два месяца. Он променял доход артиста театра (а это 250 долларов в неделю, солидные по тем временам деньги!) на работу за 40 долларов в месяц… в кинематографе!
О, он был великий импровизатор, и кино стало его страстью, позволяя одновременно быть и режиссером, и актером, и сценаристом, и осветителем, и исполнителем всех трюков! Он добрался даже до самой камеры, с упоением изучая механизм её работы и совершенствуя всё, что поддавалось усовершенствованию.
К 1920 году Бастера Китона знал весь мир. Комик без улыбки, блестящий актер, талантливый режиссер, подаривший кино и тонкую иронию, и едкую сатиру, и черный юмор.
За 8 лет Китон снял 12 полнометражных картин, и все до единой вошли в историю мирового кино!
Преследовавшие его в детстве несчастные случаи продолжались, и, поскольку его операторы были приучены снимать до последнего, даже вошли в фильмы. В фильме «Электрический дом» (1912) Китон сломал ногу, но, не смотря на запрет докторов, в скором времени уже исполнял танцевальный номер в фильме «Балаган». Два года спустя, на съемках «Нашего гостеприимства» оборвался страховочный трос, и он едва не утонул в реке, а снимая «Шерлока-младшего» сломал шею. Китон словно не чувствовал боли. Многие считали, что это был результат «палочного воспитания», которое применял когда-то его отец.
К 1928 году Китон снял 31 фильм, женился на Натали Талмейдж (которую современники и друзья актера звали не иначе, как «дура»), купил совершенно не нужный ему, но необходимый жене огромный особняк, и по праву считался одним из самых популярных комиков мира.
До полного краха оставалось 5 лет.
Профессор Ретфорд снова взволнованно прошелся по кабинету.
- Началом конца стал контракт со студией Metro-Goldwyn-Mayer,- продолжил он,- свободный художник попал в лапы продюсерского конвейера, и был поглощен системой. Он больше не творил сам, он только снимал то, что ему велели.. «Я пытался с ними спорить, – рассказывал потом Китон, – но быстро сдался. Они говорили: «Это смешно!» Я говорил: «Это дрянь!» Но мы все равно снимали. И я поступил так, как поступали многие. Я начал пить».
Он обьявил себя банкротом и продал дом. Со студии его уволили, жена ушла, новый брак тоже не принес счастья. В конце концов Бастер попал в психбольницу, куда его доставили весной 1934 года для лечения от алкоголизма.
Ему было 39 лет. Он сидел в смирительной рубашке в одиночной камере и думал.. думал о том, что жизнь кончена, что прошлое разбито а будущее ужасно… Доктора и санитары думали точно так же,- профессор Ретфорд вздохнул, посмотрел на притихших студентов и вдруг улыбнулся, - пока однажды не обнаружили палату пустой, а смирительную рубашку на полу. Бастер прекрасно запомнил трюки освобождения из пут, которые когда-то показал ему крестный Гудини.
Он нашел в себе силы вернуть себе свою жизнь и карьеру, хотя снимался теперь редко и большую часть времени посвящал работе над автобиографией. Он запирался в комнате и писал, писал...
И, проходя мимо комнаты «человека-который-никогда-не улыбался», его новая жена Элеонора иногда слышала доносящийся оттуда громкий радостный смех
1. Вопрос в лекции. (1 балл)
2. Дайте определение такому жанру, как комедия. Как вы считаете, отличается ли юмор первых комедий от современного?(2 балла)
3. Если бы у вас была возможность поговорить с "человеком который никогда не улыбался", о чем бы вы хотели его спросить? (3 балла)
4. Кто такой Гарри Гудини? Мог ли он, по вашему мнению, быть магом? (4 балла)