Лекция 4.

Человек который никогда не улыбался



- О, прошу прощения, господа!
Урок уже давно начался, но профессор Ретфорд только сейчас влетел в класс, на ходу поправляя мантию и пытаясь пригладить взлохмаченные волосы.
- Итак, тема нашей сегодняшней лекции – Джо Китон!
- Но профессор… - тихонько сказала маленькая девочка, явно смущаясь - ведь его звали Бастер?
- Ммм.. не совсем так, милая. Бастер – это прозвище, которым наградил маленького Джозефа волшебник по имени Гарри Гудини. На самом же деле звали его Джозеф Фрэнк Китон VI! О том, при каких обстоятельствах Джо получил своё прозвище, вы расскажете мне в домашнем задании. А пока давайте поговорим о дальнейшей биографии будущего великого комика…- профессор взмахнул руками, собираясь хлопнуть в ладоши, но тут же с тяжелым вздохом опустил их.
- Я потратил всё утро, что бы уговорить мистера Китона посетить нашу лекцию, но не преуспел. С некоторых пор он избегает общества людей. Едва ли его можно винить в этом, зная историю его жизни.
С самого раннего детства с ним происходили невероятные вещи, которые при менее удачных обстоятельствах могли бы привести к печальным последствиям, но Бастеру неизменно везло. Однажды уборщицы нечаянно заперли малыша в сундуке с театральным реквизитом, где он едва не задохнулся, а в другой раз он стал жертвой смерча, который подхватил его, но на соседней стороне улицы бережно опустил на землю.
Маленький Джо родился в актерской семье, и, разумеется, это определило его судьбу. Уже в трехлетнем возрасте Бастер вышел на сцену в семейном шоу Китонов (где, между прочим, выступал и его крёстный Гарри Гудини) и в 20 лет уже был звездой американского водевиля. Он прекрасно пел, танцевал, играл на фортепиано, превосходно импровизировал, сочинял шутливые скетчи и, под руководством крестного, освоил некоторые фокусы. Пикантность состояла в том, что всё это Китон проделывал с «каменным лицом» и без тени улыбки. Говорят, это отец раз и навсегда отучил его улыбаться, заметив, что бесстрастное выражение лица, с которым сын выполняет трюки, вызывает у зрителя смех.
Наконец пришла слава, первые значимые гонорары, но к этому времени Китон старший, страдавший алкоголизмом, стал настолько агрессивным и раздражительным, что Бастер не выдержал и покинул шоу родителей, отправившись искать работу на Бродвей,- профессор прошелся по аудитории, о чем-то задумавшись.
- Но ему не повезло? – тихонько спросил один из студентов.
- Как это не повезло?! Он же везунчик!- пихнув соседа локтем, шепнула девочка в странной сероватой мантии и поправила очки.
- Да… верно,- профессор Ретфорд улыбнулся студентке,- Бастер был принят в один из лучших театров, но проработал там всего два месяца. Он променял доход артиста театра (а это 250 долларов в неделю, солидные по тем временам деньги!) на работу за 40 долларов в месяц… в кинематографе!
О, он был великий импровизатор, и кино стало его страстью, позволяя одновременно быть и режиссером, и актером, и сценаристом, и осветителем, и исполнителем всех трюков! Он добрался даже до самой камеры, с упоением изучая механизм её работы и совершенствуя всё, что поддавалось усовершенствованию.
К 1920 году Бастера Китона знал весь мир. Комик без улыбки, блестящий актер, талантливый режиссер, подаривший кино и тонкую иронию, и едкую сатиру, и черный юмор.
За 8 лет Китон снял 12 полнометражных картин, и все до единой вошли в историю мирового кино!
Преследовавшие его в детстве несчастные случаи продолжались, и, поскольку его операторы были приучены снимать до последнего, даже вошли в фильмы. В фильме «Электрический дом» (1912) Китон сломал ногу, но, не смотря на запрет докторов, в скором времени уже исполнял танцевальный номер в фильме «Балаган». Два года спустя, на съемках «Нашего гостеприимства» оборвался страховочный трос, и он едва не утонул в реке, а снимая «Шерлока-младшего» сломал шею. Китон словно не чувствовал боли. Многие считали, что это был результат «палочного воспитания», которое применял когда-то его отец.
К 1928 году Китон снял 31 фильм, женился на Натали Талмейдж (которую современники и друзья актера звали не иначе, как «дура»), купил совершенно не нужный ему, но необходимый жене огромный особняк, и по праву считался одним из самых популярных комиков мира.
До полного краха оставалось 5 лет.
Профессор Ретфорд снова взволнованно прошелся по кабинету.
- Началом конца стал контракт со студией Metro-Goldwyn-Mayer,- продолжил он,- свободный художник попал в лапы продюсерского конвейера, и был поглощен системой. Он больше не творил сам, он только снимал то, что ему велели.. «Я пытался с ними спорить, – рассказывал потом Китон, – но быстро сдался. Они говорили: «Это смешно!» Я говорил: «Это дрянь!» Но мы все равно снимали. И я поступил так, как поступали многие. Я начал пить».
Он обьявил себя банкротом и продал дом. Со студии его уволили, жена ушла, новый брак тоже не принес счастья. В конце концов Бастер попал в психбольницу, куда его доставили весной 1934 года для лечения от алкоголизма.
Ему было 39 лет. Он сидел в смирительной рубашке в одиночной камере и думал.. думал о том, что жизнь кончена, что прошлое разбито а будущее ужасно… Доктора и санитары думали точно так же,- профессор Ретфорд вздохнул, посмотрел на притихших студентов и вдруг улыбнулся, - пока однажды не обнаружили палату пустой, а смирительную рубашку на полу. Бастер прекрасно запомнил трюки освобождения из пут, которые когда-то показал ему крестный Гудини.
Он нашел в себе силы вернуть себе свою жизнь и карьеру, хотя снимался теперь редко и большую часть времени посвящал работе над автобиографией. Он запирался в комнате и писал, писал...
И, проходя мимо комнаты «человека-который-никогда-не улыбался», его новая жена Элеонора иногда слышала доносящийся оттуда громкий радостный смех


1. Вопрос в лекции. (1 балл)
2. Дайте определение такому жанру, как комедия. Как вы считаете, отличается ли юмор первых комедий от современного?(2 балла)
3. Если бы у вас была возможность поговорить с "человеком который никогда не улыбался", о чем бы вы хотели его спросить? (3 балла)
4. Кто такой Гарри Гудини? Мог ли он, по вашему мнению, быть магом? (4 балла)

Прошу обратить внимание на то, что доклады без согласования с преподавателем (т.е. мной) не принимаются! Все вопросы и предложения обсуждаются в Консультационном Центре (КЦ)! Всем спасибо за внимание!
Hosted by uCoz