– Приветствую вас вновь на своих лекциях! Сегодня у нас достаточно интересная тема лекции, а именно – советская кинокомедия.
Итак, советская кинокомедия. Хотелось бы отметить, что комедии снимали еще в дореволюционной России, и в советское время этот жанр пользовался не меньшей популярностью. Так, принято считать, что в 20-е гг. советское кино существовало исключительно в виде монументальных эпопей. Между тем, тот же Сергей Эйзенштейн, тот же Всеволод Пудовкин, а с ними и многие другие (в частности, Григорий Козинцев, Абрам Роом, Марк Донской) начинали свой режиссерский путь с комедий. Взять хотя бы "Шахматную горячку " 1925 года, снятую Пудовкиным и Н. Шпиковским; это был настоящий комедийный шедевр. Да и вообще, комедия в 20-е гг. переживала свой "золотой век". В этом жанре снимали практически все, что, правда, было совсем неудивительно. Дело в том, что юмор в образовавшемся союзе сразу поставили на службу общему делу (то есть делу революции). Комедии приветствовались. Комедиям радовались. Некоторые комедии отмечал сам Ленин!
Между тем, сразу стоит отметить одну важную деталь. В то время комедии снимались не ради смеха . Они были непременно гражданской направленности и несли в себе заметную пользу. То есть режиссеры, по сути, продолжали традиции социального гротеска Гоголя и Салтыкова-Щедрина. А цензура строго следила за тем, чтобы комедии не высмеивали существующий строй и укоренившиеся порядки. Не дай бог, кто-нибудь решал отклониться от заданного сверху пути – его деятельность сразу называли контрреволюционной.
В 30-е гг. в СССР появилась первая звуковая комедия – это был "Механический предатель" А. Дмитриева (1931). Картина высмеивала самого обычного советского жителя, то есть типичного обывателя, который в эпоху первой пятилетки начал судорожно запасаться продуктами. Причем не просто высмеивала, но еще и учила, что, мол, не стоит болтаться по магазинам, нужно быть сознательными гражданами и довольствоваться пайком из казенного распределителя. Кстати, в 30-е же гг. (а точнее в 1934 г.) появился такой чудный фильм как "Веселые ребята" Александрова. Он сильно напоминал американские мюзиклы и был пропитан чувством свободы и веселья. Казалось бы, власти должны были возмутиться. Ан нет. Фильм, несмотря на свою полнейшую безыдейность (в том плане, в котором это слово тогда понимали - то есть в политическом), получил сильную официальную поддержку. Считалось, что в нем замечательно доказан тот факт, что социализм в стране в черновом варианте уже построен. Людям явно хорошо, говорили в верхах. С таким же ощущением выходили и западные зрители после просмотра этой ленты. Так что Александров попал "в яблочко". Впрочем, его следующие картины пользовались не меньшим успехом. "Волга-Волга" (1938) и "Светлый путь" (1940) были также высоко оценены советским руководством.
В 40-е гг. СССР просто не мог обойтись без комедий. Грянула война, и этот жанр был необходим для поднятия морального духа людей, сражавшихся не на жизнь, а на смерть. В это время появились такие кинокомедии, как "Свинарка и пастух" (1941), "В шесть часов вечера после войны" (1944), а также были выпущены в свет картины, прежде запрещенные цензурой, - "Сердца четырех" (К. Юдина, 1941), "Шестьдесят дней" (М. Шапиро, 1940), "Приключения Корзинкиной" (К. Минца, 1941).
Война закончилась, и как водится, задул совсем другой ветер. Власти снова поменяли свое мнение о кинематографе и, в частности, о комедии. Цензура яростно пыталась приструнить "почуявших волю творцов", которым ясно дали понять, что теперь нужно "не зрелище-сатира, а зрелище-карнавал". И режиссеры принялись показывать жизнь советских людей как непроходящий праздник (например "Кубанские казаки", 1949).
Начало 50-х гг. стало своего рода "мертвым сезоном". Комедий снималось мало, и они не стоили большого внимания. Все изменилось в 1954 году, после смерти Сталина. Комедия вновь ожила. Появились такие фильмы, как "Верные друзья" М. Калатозова (1954), "Укротительница тигров" А. Ивановского и Н. Кошеверовой (1954) "Карнавальная ночь " Э. Рязанова (1956 г.)
Отдельно хочется сказать о том, что примерно в это время начинает сиять звезда Н. Румянцевой. В 1959 году появляется "Неподдающаяся" Ю. Чулюкина – фильм, который сначала планировался как "серьезный", а получился самой настоящей комедией. В 1961 году были сняты "Девчата" (тем же Чулюкиным), где вместе с Румянцевой снялся Н. Рыбников, показавший себя очень обаятельным комедийным актером.
На смену довоенным и военным комикам приходят Георгий Михайлович Вицин, Юрий Владимирович Никулин и Евгений Александрович Моргунов, которые прочно вошли в историю советской кинокомедии. Многие знают их как Трус, Балбес и Бывалый. До сих пор люди помнят фильмы с их участием: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Пес Барбос и необычайный кросс», «Самогонщики»…
Нельзя забывать и про фильмы «Полосатый рейс», «Служебный роман», «Неисправимый лгун»… Много перечислять, ведь одновременно хочется упомянуть все любимые комедии и не забыть про другие, которые тоже немало сделали для развития советского кинематографа в целом, и советской кинокомедии в частности. В большинстве своем, комедийные фильмы создавались Леонидом Иовичем Гайдаем – гениальным режиссером советского времени. Именно его фильмы (особенно 50-70-х годов) наиболее полюбились публике. Ведь они были сняты по всем правилам комедии. Советские комедии (как и советские фильмы в целом) несут в себе оттенок доброты и беззлобной иронии. Если встречается в лентах критичность, то только как приём высмеивания и не более. Таким образом, советские комедии вкладывали в голову советским людям здоровый пример и чувство правильности. Именно от этого они такие простые и лёгкие, и хочется смотреть их снова и снова.
В последние годы жанр советская кинокомедия успел порадовать нас по-настоящему интересными фильмами. Например, в это время выходит «Небеса обетованные» - фильм Эльдара Рязанова, который вышел в 1991 году стал «Фильмом года». В нём «засветились» всё те же актёры, комедийные, уже знакомые нам по другим картинам Рязанова. Например, Лия Ахеджакова, которая получила звание «Актриса года» за участие в этом фильме, а так же Валентин Гафт и Леонид Броневой. Все они – признаные звёзды жанра кинокомедии. Однако, с распадом страны, мы уже не можем говорить о «советской кинокомедии», а только о российской. Но это – тема какой-нибудь другой лекции.
Кстати, домашнее задание будет записать совсем не лишним! И даже нелишним будет сделать его и прислать мне совой. На этом можно считать сегодняшний урок законченным.
1. Пожалуй никакие другие фильмы, кроме как советские комедийные, мы не разбираем на цитаты. Как вы думаете, почему так происходит?(2 балла)
2. Каким должен быть «правильный герой» советской кинокомедии? Дайте развернутую характеристику, которую лучше всего подкрепить примерами из знакомых вам кинофильмов. (4 балла)
3. Выберите какого-нибудь актёра советского кино, который на ваш взгляд самый выдающийся, и напишите коротко, почему вы считаете его именно таковым. (4 балла)
Прошу обратить внимание на то, что доклады без согласования с преподавателем (т.е. мной) не принимаются! Все вопросы и предложения обсуждаются в Консультационном Центре (КЦ)! Всем спасибо за внимание!
Итак, советская кинокомедия. Хотелось бы отметить, что комедии снимали еще в дореволюционной России, и в советское время этот жанр пользовался не меньшей популярностью. Так, принято считать, что в 20-е гг. советское кино существовало исключительно в виде монументальных эпопей. Между тем, тот же Сергей Эйзенштейн, тот же Всеволод Пудовкин, а с ними и многие другие (в частности, Григорий Козинцев, Абрам Роом, Марк Донской) начинали свой режиссерский путь с комедий. Взять хотя бы "Шахматную горячку " 1925 года, снятую Пудовкиным и Н. Шпиковским; это был настоящий комедийный шедевр. Да и вообще, комедия в 20-е гг. переживала свой "золотой век". В этом жанре снимали практически все, что, правда, было совсем неудивительно. Дело в том, что юмор в образовавшемся союзе сразу поставили на службу общему делу (то есть делу революции). Комедии приветствовались. Комедиям радовались. Некоторые комедии отмечал сам Ленин!
Между тем, сразу стоит отметить одну важную деталь. В то время комедии снимались не ради смеха . Они были непременно гражданской направленности и несли в себе заметную пользу. То есть режиссеры, по сути, продолжали традиции социального гротеска Гоголя и Салтыкова-Щедрина. А цензура строго следила за тем, чтобы комедии не высмеивали существующий строй и укоренившиеся порядки. Не дай бог, кто-нибудь решал отклониться от заданного сверху пути – его деятельность сразу называли контрреволюционной.
В 30-е гг. в СССР появилась первая звуковая комедия – это был "Механический предатель" А. Дмитриева (1931). Картина высмеивала самого обычного советского жителя, то есть типичного обывателя, который в эпоху первой пятилетки начал судорожно запасаться продуктами. Причем не просто высмеивала, но еще и учила, что, мол, не стоит болтаться по магазинам, нужно быть сознательными гражданами и довольствоваться пайком из казенного распределителя. Кстати, в 30-е же гг. (а точнее в 1934 г.) появился такой чудный фильм как "Веселые ребята" Александрова. Он сильно напоминал американские мюзиклы и был пропитан чувством свободы и веселья. Казалось бы, власти должны были возмутиться. Ан нет. Фильм, несмотря на свою полнейшую безыдейность (в том плане, в котором это слово тогда понимали - то есть в политическом), получил сильную официальную поддержку. Считалось, что в нем замечательно доказан тот факт, что социализм в стране в черновом варианте уже построен. Людям явно хорошо, говорили в верхах. С таким же ощущением выходили и западные зрители после просмотра этой ленты. Так что Александров попал "в яблочко". Впрочем, его следующие картины пользовались не меньшим успехом. "Волга-Волга" (1938) и "Светлый путь" (1940) были также высоко оценены советским руководством.
В 40-е гг. СССР просто не мог обойтись без комедий. Грянула война, и этот жанр был необходим для поднятия морального духа людей, сражавшихся не на жизнь, а на смерть. В это время появились такие кинокомедии, как "Свинарка и пастух" (1941), "В шесть часов вечера после войны" (1944), а также были выпущены в свет картины, прежде запрещенные цензурой, - "Сердца четырех" (К. Юдина, 1941), "Шестьдесят дней" (М. Шапиро, 1940), "Приключения Корзинкиной" (К. Минца, 1941).
Война закончилась, и как водится, задул совсем другой ветер. Власти снова поменяли свое мнение о кинематографе и, в частности, о комедии. Цензура яростно пыталась приструнить "почуявших волю творцов", которым ясно дали понять, что теперь нужно "не зрелище-сатира, а зрелище-карнавал". И режиссеры принялись показывать жизнь советских людей как непроходящий праздник (например "Кубанские казаки", 1949).
Начало 50-х гг. стало своего рода "мертвым сезоном". Комедий снималось мало, и они не стоили большого внимания. Все изменилось в 1954 году, после смерти Сталина. Комедия вновь ожила. Появились такие фильмы, как "Верные друзья" М. Калатозова (1954), "Укротительница тигров" А. Ивановского и Н. Кошеверовой (1954) "Карнавальная ночь " Э. Рязанова (1956 г.)
Отдельно хочется сказать о том, что примерно в это время начинает сиять звезда Н. Румянцевой. В 1959 году появляется "Неподдающаяся" Ю. Чулюкина – фильм, который сначала планировался как "серьезный", а получился самой настоящей комедией. В 1961 году были сняты "Девчата" (тем же Чулюкиным), где вместе с Румянцевой снялся Н. Рыбников, показавший себя очень обаятельным комедийным актером.
На смену довоенным и военным комикам приходят Георгий Михайлович Вицин, Юрий Владимирович Никулин и Евгений Александрович Моргунов, которые прочно вошли в историю советской кинокомедии. Многие знают их как Трус, Балбес и Бывалый. До сих пор люди помнят фильмы с их участием: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Пес Барбос и необычайный кросс», «Самогонщики»…
Нельзя забывать и про фильмы «Полосатый рейс», «Служебный роман», «Неисправимый лгун»… Много перечислять, ведь одновременно хочется упомянуть все любимые комедии и не забыть про другие, которые тоже немало сделали для развития советского кинематографа в целом, и советской кинокомедии в частности. В большинстве своем, комедийные фильмы создавались Леонидом Иовичем Гайдаем – гениальным режиссером советского времени. Именно его фильмы (особенно 50-70-х годов) наиболее полюбились публике. Ведь они были сняты по всем правилам комедии. Советские комедии (как и советские фильмы в целом) несут в себе оттенок доброты и беззлобной иронии. Если встречается в лентах критичность, то только как приём высмеивания и не более. Таким образом, советские комедии вкладывали в голову советским людям здоровый пример и чувство правильности. Именно от этого они такие простые и лёгкие, и хочется смотреть их снова и снова.
В последние годы жанр советская кинокомедия успел порадовать нас по-настоящему интересными фильмами. Например, в это время выходит «Небеса обетованные» - фильм Эльдара Рязанова, который вышел в 1991 году стал «Фильмом года». В нём «засветились» всё те же актёры, комедийные, уже знакомые нам по другим картинам Рязанова. Например, Лия Ахеджакова, которая получила звание «Актриса года» за участие в этом фильме, а так же Валентин Гафт и Леонид Броневой. Все они – признаные звёзды жанра кинокомедии. Однако, с распадом страны, мы уже не можем говорить о «советской кинокомедии», а только о российской. Но это – тема какой-нибудь другой лекции.
Кстати, домашнее задание будет записать совсем не лишним! И даже нелишним будет сделать его и прислать мне совой. На этом можно считать сегодняшний урок законченным.
1. Пожалуй никакие другие фильмы, кроме как советские комедийные, мы не разбираем на цитаты. Как вы думаете, почему так происходит?(2 балла)
2. Каким должен быть «правильный герой» советской кинокомедии? Дайте развернутую характеристику, которую лучше всего подкрепить примерами из знакомых вам кинофильмов. (4 балла)
3. Выберите какого-нибудь актёра советского кино, который на ваш взгляд самый выдающийся, и напишите коротко, почему вы считаете его именно таковым. (4 балла)