Лекция 10. Мультипликация (часть 2-ая)


Лекция 10.

Мультипликация (часть 2-ая)



– Садитесь, садитесь!– сказал профессор, входя в аудиторию,– вижу по вашим ошеломленным лицам, что матч по квиддичу удался на славу.
– А вы тоже были на стадионе, профессор?– спросила Загадка, оторвавшись от схем, которые она увлеченно чертила на листочке.
– Увы, нет,– вздохнув, сказал Айш Ретфорд, сделав строгое лицо,- подготовка к лекции, мммм… сбор дополнительных материалов, библиотека. Сами понимаете, некогда развлекаться!
Тут он заметил, что Загадка, хихикая, смотрит на его мантию, скосил глаза вниз, и быстро засунул обратно свисающий из кармана яркий флажок болельщика.
– Как вы, надеюсь, помните,– бодро сказал он, сделав вид, что ничего не было,– на прошлой лекции мы говорили о зарубежной мультипликации. Теперь же пришло время поговорить о советских мультфильмах, герои которых были верными спутниками детства практически любого маггла, имеющего телевизор.

Считается, что советская мультипликация возникла в 1922 году. На её развитие большое влияние оказала созданная в Москве первая экспериментальная мультипликационная мастерская при Государственном техникуме кинематографии, в которую вошли молодые советские художники, окончившие ВХУТЕМАС.
– Что окончившие?!– переспросила студентка из Краннога, с испугом взглянув на профессора.
– ВХУТЕМАС,– повторил профессор,– это аббревиатура. А её значение вы раскроете мне в домашней работе. Однако вернемся к теме лекции. Первый мультипликационный фильм, который назывался, «Китай в огне» был скорее политическим памфлетом. Не стоит удивляться, в то время политика правила балом, не избежало этой участи и молодое, едва зарождавшееся искусство. Однако постепенно мультипликация становится всё более популярна, организуются новые мастерские, и на свет появляются такие мультфильмы, как «Сенька-африканец», созданный по мотивам сказок К. Чуковского, «Приключения барона Мюнхгаузена», «Тараканище», которые ориентированы на детскую аудиторию.

Профессор сделал паузу, плавно взмахнул палочкой, и в воздухе загорелась цветная надпись «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»
– Теперь мы шагнем чуть вперед, ко времени возникновения киностудии «Союзмультфильм», которая вывела советский кинематограф на мировую арену. Многие гениальные мультфильмы были созданы именно на этой киностудии. Здесь работали лучшие художники страны, персонажей озвучивали талантливейшие художники, и результатом стало появление таких работ, как «Пропавшая грамота» по повести Н. Гоголя, «Песенка Радости», полнометражный фильм «Конёк-Горбунок».
Однако главные хиты были ещё впереди! Развиваясь, искусство мультипликации постепенно совершенствовалось. Над сценариями для рисованных фильмов начинают работать известные детские писатели В. Бианки, С. Маршак, В. Чаплин, кинодраматурги Г. Березко и гениальный Владимир Сутеев. Появляются такие мультфильмы, как, например, «Серая Шейка», который до сих пор остается одним из лучших советских рисованных фильмов, с одушевленными, очеловеченными персонажами из мира животных, «Цветик-семицветик», «Когда зажигаются ёлки», «Сказка о солдате». Мультипликация часто обращается к классическим литературным произведениям и народным сказкам, что делает фильмы более содержательными и интересными.

– Кстати,– Айш Ретфорд, взволнованно курсировавший по кабинету, вдруг остановился,- кто мне скажет, откуда произошло само название «мультипликация»? Не знаете? Ну, пусть это будет вопросом номер два в вашем домашнем задании.
А мы сделаем ещё один шаг вперед, и посмотрим, какими же были советские мультфильмы 70-х годов. А отличала их совершенно особая примета. И примета эта – музыка! Вспомним хотя бы знаменитый мультфильм «Бременские музыканты», над которым работал композитор Геннадий Гладков, и песенки из которого до сих пор распевает как маггловский, так и магический мир. Или знаменитый кукольный мультфильм про Чебурашку, звуковым оформлением которого занимался Владимир Шаинский.
Да, и это, пожалуй, будет вопрос номер три,- задумчиво прибавил профессор, взмахнул палочкой и написал на доске,- назовите другие мультфильмы, песни из которых популярны до сих пор. Не забудьте написать название песни, исполнителя и, конечно, композитора! Записали? Продолжим! В 70-х годах был создан самый необычный, трогательный, и многими любимый мультфильм «Ёжик в тумане»
Профессор улыбнулся и процитировал,- «Медвежонок говорил, говорил, а Ёжик думал: «Всё-таки хорошо, что мы снова вместе». И ещё Ёжик думал о Лошади: «Как она там, в тумане?..»

Образы персонажей настолько полюбились зрителям, что «Ёжика в тумане» мгновенно разобрали на цитаты, а в Киеве даже появился памятник Ёжику, сидящему на пеньке с узелком в лапках.
Но… искусство не стоит на месте. В 1981 году на студию «Экран», впоследствии переименованную в Мульттелефильм, пришел украинский аниматор Александр Татарский, который решил отказаться от традиционного метода создания мультфильмов. Он начал экспериментировать с пластилином! Благодаря Татарскому появились такие мультфильмы, как «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег». Однако не только новаторский метод создания этих мультфильмов привлек к ним столько внимания. Дело в том, что эти мультфильмы отличались от предыдущих тем, что были созданы не только для детей, но и для взрослых.
А дальше… ох, дальше мультипликация вырвалась из рамок, и полетела в свободном полете, выдавая зрителям диапазон персонажей от Добрыни Никитича до Масяни. Даже не знаю, хорошо это или плохо… Сколько приобрело это искусство, или, напротив, потеряло, от подобной свободы.
Запишите последний вопрос, и, пожалуй, закончим.
-Как вы считаете, отличаются ли старые мультфильмы, вроде мультика «Малыш и Карлсон», от современных, например, таких, как «Алеша Попович и Тугарин Змей»? И если отличаются, то чем? Какие, на ваш взгляд, интереснее?


Прошу обратить внимание на то, что доклады без согласования с преподавателем (т.е. мной) не принимаются! Все вопросы и предложения обсуждаются в Консультационном Центре (КЦ)! Всем спасибо за внимание!
Hosted by uCoz