– Добрый день дорогие студенты! – Айш зашел в класс, на ходу хлопнул в ладоши, и погрузил кабинет в полнейшую темноту. Повторный хлопок запустил магопроектор, экран ожил, в мгновение ока превратив класс в кинозал.
– Из всех видов магического искусства кинематограф единственный может похвастаться известной миру точной датой рождения. 28 декабря 1895 года в «Гран кафе» на бульваре Капуцинов в Париже состоялся публичный показ «кинематографа братьев Люмьер»! – окинув взглядом класс, торопливо записывающий его слова, профессор вдохновенно прибавил, – это была сенсация! И это то, что вы должны выучить наизусть! Да положите же перья, я не настаиваю на конспектировании! Просто слушайте, внимательно слушайте!
Прежде чем мы вновь вернёмся в «Гран кафе», я хочу, что б вы запомнили имя - Эдвард Майбридж, фотограф, чьи эксперименты над созданием «движущейся фотографии» шли одновременно с работой братьев Люмьер. Результатом работы Майбриджа стала серия фотографий «Бегущая лошадь», показывающая точное положение лошади в разные моменты движения. Покадровое изображение было близко, очень близко к самой сути будущего кинематографа, и не случайно «движущуюся фотографию» считают иногда «предком кино». Но вернемся к братьям Люмьер. Конечно, до этого показа проходили и другие, например лабораторные демонстрации фильмов. И всё таки настоящим днем волшебства было именно 28 декабря! Как раз перед самым Новым годом! И вершил это волшебство загадочный аппарат под названием «синематограф», одновременно выполнявший роль съемочного, проекционного и копировального аппарата.
Один из самых известных фильмов Луи Люмьера назывался – «Прибытие поезда», и демонстрировал паровоз, который, появляясь из глубины экрана, устремлялся прямо на зрителей! На первых порах эффект был ошеломляющим, охваченные паникой люди вскакивали со своих мест, спасаясь от «несущегося на них» поезда! Крики, женский визг… Да что говорить, даже на меня показ этой картины в то время произвел ошеломляющее действие!
Но современных зрителей подобным трюком едва ли напугаешь, верно?
– Ээээ…– озадаченно произнес кто-то из учеников, – а, сколько вам лет, профессор?
– А этот вопрос к теме нашей лекции отношения не имеет!- назидательно произнес Айш Ретфорд и улыбнулся, – В этом фильме как нельзя лучше показано, насколько сильное действие на общество способен оказать кинематограф. Действие это может оказаться как положительным, так и отрицательным. А зависит это в первую очередь от чего?
– Может быть от того, для каких целей снимается кино? – спросила сидящая на первой парте первокурсница.
– Верно, – согласился профессор, – во времена братьев Люмьер кино рассматривали, как способ сохранить историю для потомков. И этот жанр сохранился до сих пор – это документальное кино. А вышедший следом фильм «Политый поливальщик» положил начало жанру комедии. Постепенно те, кто увлекся новым искусством, поняли, что, используя различные приемы съемки, они могут создать на экране совершенно фантастические картины, которые в реальном мире невозможны. Так, например, Жорж Мельес привнес в историю кино знаменитое «волшебное превращение», когда объект на экране резко изменяется, либо превращается в нечто иное. Жорж Мельес создал фильм под названием «Путешествие на Луну» (Le Voyage dans la Lune, 1902), который мы уже можем отнести к жанру…?
– Фантастика! – хором ответили ученики.
Профессор согласно кивнул и выразительно посмотрел на часы.
– Мельес несомненно был в своём роде волшебником, поскольку доказал миру, что кино – это тоже искусство. Как жаль, что время наше подошло к концу, и как чудесно, что я хоть чуточку успел рассказать вам об этом удивительном человеке.
На следующих лекциях мы рассмотрим другие жанры кино и на некоторых из них остановимся подробнее.
Свет в классе снова погас, а на стене возник белый экран, на котором финальными титрами медленно проплывало домашнее задание.
1. Расскажите о человеке, который, по вашему мнению, внес большой вклад в развитие киноискусства. (3 балла)
2. Для каких целей, по вашему мнению, используется кино сейчас? А раньше? Одинаковы ли эти цели? (3 балла)
3. Представьте, что Вы попали в мир, где нет кино. Совершенно случайно у Вас под рукой оказалась белая простыня, кинопроектор и лента с одним из фильмов. Будете ли вы показывать кино жителям того мира? Какова по Вашему мнению будет их реакция? (4 балла)
Прошу обратить внимание на то, что доклады без согласования с преподавателем (т.е. мной) не принимаются! Все вопросы и предложения обсуждаются в Консультационном Центре (КЦ)! Всем спасибо за внимание!
– Из всех видов магического искусства кинематограф единственный может похвастаться известной миру точной датой рождения. 28 декабря 1895 года в «Гран кафе» на бульваре Капуцинов в Париже состоялся публичный показ «кинематографа братьев Люмьер»! – окинув взглядом класс, торопливо записывающий его слова, профессор вдохновенно прибавил, – это была сенсация! И это то, что вы должны выучить наизусть! Да положите же перья, я не настаиваю на конспектировании! Просто слушайте, внимательно слушайте!
Прежде чем мы вновь вернёмся в «Гран кафе», я хочу, что б вы запомнили имя - Эдвард Майбридж, фотограф, чьи эксперименты над созданием «движущейся фотографии» шли одновременно с работой братьев Люмьер. Результатом работы Майбриджа стала серия фотографий «Бегущая лошадь», показывающая точное положение лошади в разные моменты движения. Покадровое изображение было близко, очень близко к самой сути будущего кинематографа, и не случайно «движущуюся фотографию» считают иногда «предком кино». Но вернемся к братьям Люмьер. Конечно, до этого показа проходили и другие, например лабораторные демонстрации фильмов. И всё таки настоящим днем волшебства было именно 28 декабря! Как раз перед самым Новым годом! И вершил это волшебство загадочный аппарат под названием «синематограф», одновременно выполнявший роль съемочного, проекционного и копировального аппарата.
Один из самых известных фильмов Луи Люмьера назывался – «Прибытие поезда», и демонстрировал паровоз, который, появляясь из глубины экрана, устремлялся прямо на зрителей! На первых порах эффект был ошеломляющим, охваченные паникой люди вскакивали со своих мест, спасаясь от «несущегося на них» поезда! Крики, женский визг… Да что говорить, даже на меня показ этой картины в то время произвел ошеломляющее действие!
Но современных зрителей подобным трюком едва ли напугаешь, верно?
– Ээээ…– озадаченно произнес кто-то из учеников, – а, сколько вам лет, профессор?
– А этот вопрос к теме нашей лекции отношения не имеет!- назидательно произнес Айш Ретфорд и улыбнулся, – В этом фильме как нельзя лучше показано, насколько сильное действие на общество способен оказать кинематограф. Действие это может оказаться как положительным, так и отрицательным. А зависит это в первую очередь от чего?
– Может быть от того, для каких целей снимается кино? – спросила сидящая на первой парте первокурсница.
– Верно, – согласился профессор, – во времена братьев Люмьер кино рассматривали, как способ сохранить историю для потомков. И этот жанр сохранился до сих пор – это документальное кино. А вышедший следом фильм «Политый поливальщик» положил начало жанру комедии. Постепенно те, кто увлекся новым искусством, поняли, что, используя различные приемы съемки, они могут создать на экране совершенно фантастические картины, которые в реальном мире невозможны. Так, например, Жорж Мельес привнес в историю кино знаменитое «волшебное превращение», когда объект на экране резко изменяется, либо превращается в нечто иное. Жорж Мельес создал фильм под названием «Путешествие на Луну» (Le Voyage dans la Lune, 1902), который мы уже можем отнести к жанру…?
– Фантастика! – хором ответили ученики.
Профессор согласно кивнул и выразительно посмотрел на часы.
– Мельес несомненно был в своём роде волшебником, поскольку доказал миру, что кино – это тоже искусство. Как жаль, что время наше подошло к концу, и как чудесно, что я хоть чуточку успел рассказать вам об этом удивительном человеке.
На следующих лекциях мы рассмотрим другие жанры кино и на некоторых из них остановимся подробнее.
Свет в классе снова погас, а на стене возник белый экран, на котором финальными титрами медленно проплывало домашнее задание.
1. Расскажите о человеке, который, по вашему мнению, внес большой вклад в развитие киноискусства. (3 балла)
2. Для каких целей, по вашему мнению, используется кино сейчас? А раньше? Одинаковы ли эти цели? (3 балла)
3. Представьте, что Вы попали в мир, где нет кино. Совершенно случайно у Вас под рукой оказалась белая простыня, кинопроектор и лента с одним из фильмов. Будете ли вы показывать кино жителям того мира? Какова по Вашему мнению будет их реакция? (4 балла)