Лекция 14.

Фильм, фильм, фильм... (часть первая)



Сегодня мы наконец-то поговорим о том, как снимают кино.

Многие из вас зачастую даже не задумываются над тем, что за обычной двухчасовой продолжительностью какого-нибудь фильма скрывается месячный, а то и годовой процесс создания, в котором принимает участие от нескольких десятков до нескольких тысяч людей. Как же организовывают весь этот процесс? Что нужно для того чтобы в конечном итоге получить маленький шедевр? Об этом и многом другом я попытаюсь рассказать вам в своей лекции.

– Итак, с чего же все начинается? – Айш вопросительно окинул взглядом класс и студенты активно зачесали свои затылки.
– Со сценария? – неуверенно спросила студентка, сидящая на первой парте.
– Хм, а сценарию ведь тоже нужно от куда-то взяться, м? – Айш улыбнулся покрасневшей студентке и жестом попросил её сесть.
– Я думаю все начинается с идеи… – задумчиво протянула девушка сидящая у окна и смотрящая куда-то далеко за пределы школьных окрестностей.

– Верно! Сначала приходит идея. Вот допустим Вы… - указал профессор на всю ту же девушку сидящую возле окна, которая сразу же встрепенулась, - После невероятных летних приключений на острове Пасхи Вы вернулись обратно в магическую школу и решили что неплохо бы было снять фильм о своих приключениях. Вы садитесь и начинаете писать краткое описание идеи фильма максимум на две три страницы. Такое описание называется синопсисом. – профессор отвел взгляд от студентки и перевел его на класс, – запишем первое задание к домашней работе – написать короткий синопсис на пол страницы. Сейчас я поясню, чего я от Вас хочу – синопсис это такая штука, которая зачастую даже не содержит сюжета, представляя только основную тему и общую характеристику фильма. Ну например, фильм о маге, который разочаровался в магии и перебрался в забытую всем деревушку, пообещав себе больше никогда не использовать магию.

В синопсисе зачастую выделяют конкретные элементы фильма, которые могут привлечь зрителя. Но не следует забывать и об экранизациях, верно? К ним тоже пишут синопсисы, объясняя, почему именно следует экранизировать то или иное произведение.

В сущности же назначение синопсиса – заинтересовать кинопродюсера, чтобы он принял решение выделить денежные средства на реализацию проекта. В данном случае я буду вашем кинопродюсером, и вам придется изрядно попотеть, чтобы получить положительный ответ. – Айш подмигнул и в классе послышались смешки.

Ну а мы продолжаем нашу лекцию. Если продюсер дает добро, то автор синопсиса пишет уже литературное изложение текста, состоящее зачастую из 10-15 страниц, указывая все повороты и действия будущего фильма, а также приводится описание и черты всех действующих лиц. Но в этом изложении пока нет ни диалогов, ни подробностей действия самого фильма.

Третий этап – написание литературного сценария. Это задание продюсер поручает либо группе сценаристов, либо одному сценаристу, но мастеру своего дела. Готовый сценарий включает в себя около 80-170 машинописных страниц. Зачастую одна страница сценария соответствует одной минуте фильма, но фильмы бывают разные, соответственно и количество страниц тоже варьируется. В литературном сценарии содержатся диалоги, подробные описания эпизодов, а иногда и предложения относительно музыкального сопровождения. Чего не должно быть в литературном сценарии, так это описаний размышления героя. В сценарии не могут написать: Иван-царевич решает какой дорогой ему скакать дальше. Вместо этого мы увидим в сценарии: Иван-царевич смотрит вправо, затем влево, затем снова вправо.

Только после того как сценарий поделят на эпизоды, его передают в руки режиссера. Его же задача сделать из этих отдельных эпизодов цельную картину. Режиссер создает свою версию, так называемого «рабочего сценария». Мы не будем вдаваться в подробности и перейдем сразу к процессу киносъемки.
Располагая готовым рабочим сценарием, съемочная группа может приступать к съемкам. Съемки фильма делят на натурные (под открытым небом) и павильонные. Интересно то, что в большинстве фильмов около 80% съемок производится в павильоне. Некоторые студенты часто спрашивают у меня: «Почему?». Ну во-первых это проще, так как в условиях киноиндустрии легче подобрать и обеспечить необходимое освещение, чего нельзя сказать о натурных съемках. Нужное освещение зачастую помогает придать оттенок драматичности.

Вот Вам пример – выключите свет в комнате и станьте перед зеркалом. Согласитесь, если освещать лицо волшебной палочкой (либо фонариком) снизу, то создается какой-то устрашающий вид, верно? Так же и в кино – характер освещения зависит от направленности. Я думаю, вы не будете спорить с тем, что добиться необходимого результата легче в павильоне, который оборудован надлежащим оборудованием, чем под открытым небом?

Для съемок не строят целых домов – в павильоне достаточно лишь создать правдоподобную имитацию, в которой есть все, что нужно для данного кадра. Вспомнить хотя бы сериал «Зачарованные». Согласитесь, что вы даже и не подумали бы, что особняк Холливел снимался в павильонах. Магия декораций заключается в том, чтобы зритель увидел настоящий бальный зал там, где в кадре видны всего лишь две колонны.

Ну а мы плавно движемся дальше: когда декорации, освещение и актеры готовы можно приступать к съемкам.

В кабинет влетела деймон профессора Ретфорда и уселась на преподавательский стол.

– Ну что же, дабы не перезагружать Вас информацией, на сегодня пожалуй все. – Айш подошел к соколу и наклонившись отвязал от лапы пергамент. – Но прежде чем вы разойдетесь, запишите еще два вопроса:

1. В кинематографе выделяют 6 основных планов. С крупным мы уже познакомились на лекции о «Расцвете немого кино». Назовите оставшиеся пять планов и проиллюстрируйте их примерами из фильмов.
2. Перечислите кто входит в основной состав съемочной группы а также дайте короткую характеристику каждому.

И последнее - темы докладов брать только в КЦ! На этом у меня все! До новых встреч! ;)
Hosted by uCoz